_______________________________ О НАШЕМ ПОЗНАНИИ И НЕ ТОЛЬКО О НЁМ


_____________________________________ ПРЕДЫСТОРИЯ       ОБ АВТОРЕ       К ПОЗНАНИЮ      О ПОЗНАНИИ      РАЗНОЕ     

_____________________________________ Без духовности мы не могли бы достичь
__________________________ высшей ступени познавательной деятельности

            Духовность в нашем познании и не только в познании

Трудно переоценить значение нашей способности задавать вопросы себе
и другим в познании окружающего нас мира.
Казалось бы, что стоит охотничьей собаке с её ежедневными наблюдениями
в своих охотничьих угодьях установить: "оторваться птицам от земли
позволяют крылья". Но не может охотничья собака познать эту простую
истину хотя бы потому, что у неё не возникает (и не может возникнуть)
соответствующего вопроса. Нет у неё мотивации для такого или другого
вопроса.
     Чтобы живая система имела мотивацию к заданию каких-либо вопросов,
она должна обладать не только основными инстинктами (стремлением
к выживанию и продолжению своего рода), но и высшими интересами
(стремлением к познанию себя и своего окружения). Такое стремление мы
относим к духовности человека.     Из всего живого на земле только человек имеет высшие интересы.
Удовлетворение высших интересов невозможно без нашей воли. Высшие интересы - это в первую очередь вопросы, задаваемые себе
и другим.
И здесь нам не обойтись без слов.
     Поскольку наше мышление покоится на понятиях, для выражения которых служат
слова, то только владея словом, мы способны мыслить.
И ни одно живое существо на земле, не обладающее духовностью,
а значит, не владеющее словом, не может быть разумным (мыслящим).
Благодаря нашему стремлению к познанию себя и нашего окружения у нас
возникают всё новые и новые вопросы. Ответ на любой вопрос не заставит
долго ждать.
     Будет ли он "правильным" - это уже другой вопрос. Но и "неправильный"
ответ может выступать в качестве ещё одной ступени к множеству
ступеней, по которым происходит наше восхождение к истине.
Без духовности мы не могли бы достичь высшей ступени
познавательной деятельности.
     Наши воля и духовность не только существенно расширяют круг
решаемых нами задач, но и делают нас личностями.
    Высшие интересы индивидуальны
     Понятия "воля" и "высшие интересы" взаимосвязаны. Интерес, вызванный чем-либо у нас, порождает цель и мобилизует
волю на её достижение.
Обладая возможностью иметь собственные (индивидуальные) интересы и
волю, без которой невозможно удовлетворение интересов, "Я" не
только живое существо, "Я" ещё личность. "Я" могу иметь такой интерес,
которого не имеет никто из рода человеческого.
     Воля даёт мне свободу выбора действий для достижения цели,
продиктованной моим очередным интересом.
Она же даёт мне возможность наметить план действий для достижения
этой цели.
     "Я" могу наметить и другой план для достижения той же цели. Их
сравнительный анализ позволит мне выбрать план, ведущий к меньшим
затратам. "Я" могу действовать рационально (разумно) в достижении цели.
Мои действия при этом будут инициироваться в моём сознании.
   Братья наши меньшие не обладают высшими интересами и не могут
ими обладать, а значит, не могут иметь и свободы выбора действий.
Любые их действия инициируются в подсознании и выполняются инстинктивно.
Такие действия не могут считаться разумными.
     Можно привести множество доводов в пользу того, что их поведение
запрограммировано, как запрограммировано их физическое развитие.
Здесь ограничимся высказыванием видного учёного генетика, лауреата
Нобелевской премии Джеймса Уотсона: "Взрослая птица не может объяснить
своему повзрослевшему птенцу, куда ему лететь на зимовку. Это должно быть
заложено в его генах".
     Можно допустить, что воля и духовность отдельного человека,
как некоторые его качества, определяются соответствующими генами.
Если исключить влияние среды (общества) на поведение индивидуума, его
поведение в разные периоды жизни будет определяться его волей
и интересами.
     Можно доказать, что по крайней мере в плане сохранения вида наличие
разума у разных представителей животного мира может только повредить им.
Трудно представить более ужасную картину, чем межвидовую борьбу разумных
существ за существование на земле.
Если исходить из идеи сохранения как можно большего числа видов
живого мира на земле, следует "наделить" разумом представителей
только одного вида этого мира.
     Во-первых: это предотвратит ужасную межвидовую борьбу разумных существ.
Во-вторых: разумные представители одного вида упомянутого мира
непременно придут к мысли, что сохранение любого вида флоры и фауны
на земле в их интересах. И будут предпринимать всё возможное для их
сохранения. И случись на земле очередной всемирный потоп. Только новый
разумный Ной способен спасти многочисленные виды нашей флоры и фауны.

НА НАЧАЛО
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ