_______________________________ О НАШЕМ ПОЗНАНИИ И НЕ ТОЛЬКО О НЁМ


____________________________________ ПРЕДЫСТОРИЯ       ОБ АВТОРЕ       К ПОЗНАНИЮ      О ПОЗНАНИИ      РАЗНОЕ

       

            ЧУВСТВО, ВОЛЯ, ДУХОВНОСТЬ В НАШЕМ ПОЗНАНИИ

ЧУВСТВО, ВОЛЯ, ДУХОВНОСТЬ В НАШЕМ ПОЗНАНИИ

   Наше подсознание может одновременно воспринимать множество звёзд
на ночном небосклоне. Таков широкий кругозор чувствительной системы подсознания - системы,
способной ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия. Одним из результатов
восприятия ночного небосклона подсознанием является его зрительный образ. Такой образ
позволяет нам анализировать ночной небосклон с разными целями. Любые осознаваемые
действия предполагают наличие у нас воли для их выполнения.
   Если бы мы (с нашим подсознанием) обладали только чувством и волей, мы бы
и тогда имели практически неограниченные потенциальные возможности в познании
нашего мира. Эти потенциальные возможности не стали бы реальными (за малым исключением),
если бы мы не имели стремления к познанию этого мира. Такое стремление мы относим к
духовности человека.

   Можно привести множество задач, решения которых на подсознательном уровне
даются нам с такой лёгкостью, что мы не принимаем их за задачи. Вместе с тем их успешные
решения практически не возможны на сознательном уровне. Ниже приведены некоторые из
таких задач.
   Пусть необходимо пересечь прямоугольное лесное болото по кочкам "*". План
болота приведен ниже. По бокам болота непроходимый бурелом.



   Для простоты изложения на болото "наброшена" сетка. Наш шаг позволяет перейти
с некоторой кочки на кочку только соседней ячейки болота.
   Нам достаточно одного мгновения, чтобы, взглянув на болото, найти решение
задачи на подсознательном уровне. Такой успех предполагает одновременный доступ подсознания
ко всей информации, необходимой для решения задачи.
   Следует заметить, что одновременный доступ к указанной информации есть необходимое,
но не достаточное условие для успешного решения задачи на подсознательном уровне.
На этом уровне невозможно найти путь через болото, если он не заметен среди
болотных кочек. Таковы издержки чувственного восприятия реалии.
   Успех поиска пути через болото на сознательном уровне не зависит от того,
заметен он или нет на болоте.
   Осознанно в отдельный момент времени мы можем определить расстояние
(пусть визуально) только между двумя болотными кочками. С таким кругозором мы уже
не можем "увидеть" скопление кочек, протянувшихся от края до края болота. Путь через
лесное болото на сознательном уровне можно только "вычислить", предварительно прикинув план
его вычисления.
   Реализация такого плана включает в себя "вычисление" выбора каждого
очередного шага до достижения цели. Делая очередной выбор, мы должны проанализировать его
на несколько шагов вперёд во избежание тупиковой ситуации. Осознанный поиск пути через болото
предполагает перебор вариантов его поиска, сотни и более действий и в реальной ситуации не
может считаться приемлемым.
   И не удивительно, что компьютерное решение этой задачи также предполагает
перебор вариантов, ибо только осознаваемая обработка информации может быть смоделирована
в компьютерной программе. И компьютер в отдельный момент времени может определить расстояние
только между двумя кочками болота.

   Несложно доказать, что на подсознательном уровне мы находим путь через
приведённое выше болото без перебора вариантов его поиска.
   Пусть число кочек на другом болоте превышает число кочек на рассмотренном
болоте на порядок. Если путь через новое болото выделяется среди хаотично разбросанных
кочек по болоту, то на его поиск будет затрачено то же самое время - одно мгновение,
хотя число возможных вариантов его поиска увеличилось на несколько порядков.

   Пусть теперь, руководствуясь некоторой целью, нам необходимо найти
наибольшую кочку на нашем болоте. И снова нам достаточно одного мгновения, чтобы, взглянув
на болото, найти такую кочку на подсознательном уровне. Через подсознание мы воспринимаем
её как бы на переднем плане образа болота.
   Осознанно в отдельный момент времени мы можем найти наибольшую
болотную кочку только среди пары сравниваемых кочек (пусть визуально). И здесь
сказывается неширокий кругозор нашего сознания. На сознательном уровне мы можем вычислить
наибольшую болотную кочку только через сравнительный анализ всех таких кочек. Такой анализ
практически невозможно провести качественно в реальной обстановке.
   Если подсознание не вычисляет искомую кочку на нашем болоте, значит,
оно чувствует её. Третьего не дано.

   Наибольшая кочка на болоте привлекает внимание подсознания. А привлекать
что-либо может только природную чувствительную систему - систему, способную ощущать,
испытывать, воспринимать внешние воздействия.

Подсознательное и осознанное восприятие реалий и не только реалий

   Сенсорные сигналы, отображающие различные свойства окружающей
нас действительности, для чувствительного подсознания есть некоторый спектр
ощущений - чувственный образ - первичная информация об этой действительности.
   Одним из результатов подсознательного восприятия чувственного
образа объекта является его зрительный образ.
   Подсознание воспринимает зрительный образ объекта через его
спектр ощущений.
   Первичная информация о каком-либо объекте, представленная на
языке ощущений, может восприниматься только природной чувствительной
системой, к каковой относится система подсознания.
   Если подсознание по ассоциации "выходит" на чувственный образ
знакомого объекта, в нашей памяти возникает его зрительный образ, как если бы этот
объект был перед нами.
   Если же перед нами находится фотоснимок объекта, то чувствительное
подсознание испытывает такие же ощущения, как если бы сам объект был перед нами.

   Окружающая нас действительность полна контрастов, и информация
о ней, представленная на языке ощущений, не может восприниматься чувствительной
системой неэмоционально. Такое восприятие предполагает широкий кругозор системы.
 &n   Отдельные ощущения, гаммы ощущений есть особые данные -
чувственные данные, воспринимаемые природной чувствительной системой. Их особенность
может проявиться, например, в следующем.
Пусть в памяти системы среди множества чувственных данных есть несколько равных
данных. Чувствительная система может определить эти равные данные и данные,
отличные от них, без сравнительного анализа (!) чувственных данных (когда в
отдельный момент времени может сравниваться только одна пара данных.)

Они (определённые данные) есть результат сравнения чувственных данных на
эмоциональном уровне.
   Чувственное подсознательное восприятие объекта есть его целостное
эмоциональное восприятие.
   Подсознание воспринимает болотные кочки и пространство между ними
через спектр ощущений болота. Болотные кочки, их скопления - значимые
части болота - части, обладающие адаптивной значимой целостностью.
   Кочки на болоте (скопления их), привлекшие внимание эмоционального
подсознания, - приметные части болота. Через подсознание они воспринимаются нами как
бы на переднем плане его зрительного образа.
Возможности подсознания в восприятии приметных частей объекта ограничены. Их число
не может превышать единиц.
   Для чувствительного подсознания самая большая кочка на болоте является
таковой в результате эмоционального сравнения её с другими кочками.
   Повышенное внимание вызывают у эмоционального подсознания редко
встречающиеся приметные части образов объектов.
    Повышенное внимание вызывает у подсознания и редкое сходство
приметных частей в разных образах объектов.
   Можно сказать, что чувствительное подсознание может находить "общее в различном"
(в разных объектах) и "различное в общем" (в объектах одной группы) без сравнительного
анализа образов объектов.
   Если реальный объект имеет особые приметы, то они непременно вызовут повышенное
внимание чувствительного подсознания. Ведь особые приметы реального объекта -
это его приметные части, которые мы не встречали (редко встречали) в образах других реальных
объектов.
   Нереальные объекты также могут иметь особые приметы, как,
например, символьные объекты (цепочки символов) следующей пары.

    957EKNP78T36183A64     957EKHP78T36283B64    

   Жирные символы объектов (они же их особые приметы) привлекают внимание
эмоционального подсознания потому, что соответствующие гаммы ощущений в их чувственных
образах воспринимаются им неравнодушно.
   Наш холодный рассудок ни что не может привлекать, в том числе и в этих
объектах. На сознательном уровне мы можем определить отличительные символы объектов
этой пары лишь в результате их сравнительного анализа.
   Такой анализ предполагает целенаправленный последовательный перевод нашего
внимания с символов одного объекта на символы другого объекта для попарного сравнения
символов.
Уже осуществление нами такого перевода внимания предполагает наличие у нас воли.
   Наша чувствительная система подсознания не обладает волей, поэтому на
подсознательном уровне невозможно проводить сравнительный анализ объектов, и символьные
объекты следующей пары неразличимы для подсознания, хотя они и имеют отличительные символы.

    957EKNP78T368364     957EKHP78T368364

   Эти нереальные объекты состоят сплошь из одноликих значимых частей. И
число таких частей слишком "велико", чтобы подсознание могло воспринять каждую из них.
   А вот символьные объекты следующей пары различимы для подсознания.

    KNP    KHP

   Поскольку в этих объектах всего по три значимых части (символа) - то каждую
из них воспримет подсознание и все они есть приметные части для него.
   Наше подсознание не ориентировано на восприятие нереальных объектов.
Но всё же некоторые из них оно может воспринимать - чаще после специальной подготовки.
   Система подсознания не может целенаправленно направлять внимание не только
на отдельные значимые части объектов, но и на отдельные объекты из окружающих нас.
Внимание чувствительного подсознания чаще всего там, где есть (происходит) что-то
неординарное (приметное) в поле нашего зрения.
   Сами объекты (своим неадекватным поведением, внушительным размером,
оригинальной расцветкой, ...) могут привлекать внимание неравнодушного подсознания.
   Обезьяна-альбинос непременно привлечёт внимание подсознания
в большой стае её сородичей. И подсознание воспримет её на переднем плане
зрительного образа стаи обезьян. Стоит одной из обезьян сделать резкое движение
в нашу сторону, как она тут же привлечёт внимание чуткого подсознания. Тем
самым мы будем предупреждены о возможной опасности для нас.

   Внимание чувствительного подсознания могут привлекать такие незначительные
изменения в образе объекта, как, например, впервые наведённая мушка на лице знакомой женщины
- особенность нового облика этой женщины. Его особая примета. Воспринимая эту примету
на переднем плане нового образа упомянутой женщины, подсознание тем самым "передаёт" её
в наше сознание.

   Подсознание также "следит" за вниманием нашего сознания. Заинтересовавший
нас объект непременно привлечёт внимание подсознания, и через подсознание мы воспримем его
на переднем плане некоторой картины действительности, что существенно упрощает его
осознаваемое восприятие.
   Если при игре в шахматы мы переведём наше внимание с одной части
шахматной доски на другую, внимание подсознания тут же последует за ним. При этом подсознание
будет воспринимать шахматные фигуры, находящиеся в зоне его внимания, на переднем плане,
остальные фигуры - на заднем плане.
   При проведении сравнительного анализа для определения отличительных
признаков объектов (пусть той же пары символьных объектов) системы сознания и подсознания
работают совместно - попеременно сменяя одна другую. Осознанно мы переводим наше внимание
на очередную пару сравниваемых символов, за которым последует внимание подсознания.
Сравнение символов (на равенство/неравенство) осуществляется на подсознательном уровне.

   Наше подсознание не имеет собственных интересов. Оно "призвано"
обслуживать: запросы, исходящие от нашей плоти; интересы, возникающие в нашем сознании.
   Подсознание обеспечивает нашему сознанию доступ ко многим результатам
подсознательного восприятия объектов - в первую очередь к зрительным образам объектов,
к их особым приметам. Но к чувственным образам объектов у нашего сознания доступа нет.
Да и средствами для их восприятия сознание не обладает. Поэтому природная система сознания
не является чувствительной системой.
   Интеллектуальные возможности системы сознания обеспечиваются прежде всего
наличием у неё воли. Поэтому основная работа системы сознания - всевозможный анализ.

   Осознанно мы познаём и распознаём различные объекты через их анализ.
   Успешное проведение практически любого анализа предполагает план
его проведения. Без такого плана мы не можем качественно провести даже сравнительный анализ
пары цепочек символов для определения их отличительных символов.

   Наше сознание может воспринимать в отдельный момент времени лишь один
признак объекта - признак, на который направлено наше внимание. Осознаётся в данный момент
только то, на что обращено наше внимание[1].
Признаками объектов могут быть и цвет
морской воды, и форма рисового зёрнышка. Осознанно мы не можем одновременно
воспринимать и форму, и цвет рисового зёрнышка.
   Сначала по какой-то причине у нас появляется цель, например, узнать форму
рисового зёрнышка. И только затем мы целенаправленно переводим наше внимание на
упомянутую форму и можем осознанно воспринять её.

   Осознаваемое восприятие (распознавание) объекта может осуществляться
только по сумме признаков. Мы имеем возможность целенаправленно переводить внимание
( не без участия воли) с одного признака объекта на другие признаки лишь потому, что
через подсознание воспринимаем объект в целостном образном представлении.
   Для инициирования осознанного распознавания объекта необходима
соответствующая мотивация - цель. На сознательном уровне мы ничего не предпринимаем бесцельно.

   В любой отдельный момент времени на сознательном уровне можно сравнивать
с какой-либо целью только два зрительных образа объектов (две значимых части
образов) и только по одному признаку.
   Аналитической системе противопоказан широкий кругозор. Проводя
сравнительный анализ, например, болотных кочек с целью выбора наибольшей из них, в отельные
моменты времени мы должны принимать во внимание только пару болотных кочек и
только по одному признаку, что невозможно для системы с широким кругозором.

   Мы говорим:"всё познаётся в сравнении". Это как сравнивать. Если сравнивать
зрительные образы реальных объектов так, как мы можем сравнивать их на сознательном уровне,
то наши шансы в распознавании (познании) таких объектов практически равны нулю.
   Теоретически сравнительный анализ зрительных образов болотных кочек
может позволить найти наибольшую кочку на нашем болоте. При этом нам придётся выполнить
большую рутинную работу - обработать большой объём информации, что выполнить
в реальной ситуации не представляется возможным. Что же говорить о возможностях сравнительного
анализа образов различных окружающих нас реалий (множество которых не ограничено), например,
при определении их отличительных признаков.
   Если даже и удастся через сравнительный анализ найти отличительные
признаки пусть сотни окружающих нас объектов и пусть по одному признаку на каждый, то
реализовать их в реальных условиях всё равно не удастся. При распознавании любого такого
объекта мы должны будем перебрать в среднем 50(!) признаков.

   Для подсознания же найти наибольшую кочку на нашем болоте, как нечего делать.
Это всего лишь результат его чувственного восприятия кочек на болоте. Собственно подсознанию
не надо и искать такую кочку - она сама привлечёт его внимание.
   Наибольшая кочка в середине болота; скопление кочек, протянувшихся от края
до края болота; скопление кочек, похожее на квадрат, привлекут внимание подсознания на фоне
хаотично разбросанных кочек, как только мы подойдём к нашему болоту. Когда мы подойдём
к нему в следующий раз, те же самые приметные части болота привлекут внимание
чувствительного подсознания. По ассоциации с ними мы и узнаем наше болото.
   Для чувствительного подсознания не требуется сравнительный анализ
образов известных нам болот для определения особых примет нашего болота. Не требуется и анализ
образа болота на наличие в нём определённых особых примет при его распознавании.
Для подсознания всё это лишь результаты его чувственного восприятия реалий.

   Возможности чувствительного подсознания в распознавании реальных объектов,
в первую очередь
представителей живой природы, поистине неисчерпаемы.
   И это при том, что зрительные образы объектов естественной среды можно
с полным правом отнести к нечётким множествам. Такие образы (их значимые части)
невозможно полно определить через суммы признаков. Но чувствительное подсознание, похоже,
это ни сколько не смущает.
   К тому же особенности в разноликих естественных объектах
скорее привлекут внимание подсознания, нежели в таких безликих объектах, как цепочки
буквенно-цифровых знаков.
   Приматы-шимпанзе, по внешнему облику наиболее схожие с нами существа,
нам кажутся на одно "лицо". Сказывается отсутствие у нас широкого общения с представителями
этих приматов.

   Мы постоянно вращаемся среди людей, они практически не исчезают из нашего
поля зрения, поэтому в восприятии их достигли вершины совершенства. Мы даже можем
распознавать знакомое лицо (пусть без особых примет) по его карикатурному изображению.
Причём, по такому, в котором ни одна значимая часть оригинала по отдельности не узнаваема.
В этом можно убедиться, поводив вырезанным оконцем в листе белой бумаги по карикатурному
изображению. (Такие изображения найти несложно). Осознаваемое распознавание (по сумме
признаков) такого образа невозможно.

   Здесь может помочь только качественная специфичность распознаваемого
объекта - некоторая его характеристика, являющаяся результатом подсознательного восприятия
объекта в целом.
   Качественная специфичность объекта формируется чувствительным
подсознанием прежде всего на базе чувственных образов "схожих" объектов (например,
человеческих лиц) и используется им же при распознавании объекта. Такая характеристика
объекта может сохраняться и при некоторых изменениях любой его значимой части.

   Распознавание знакомого лица по его карикатурному изображению по своей
сложности сопоставимо с распознаванием нами бывшего одноклассника, случайно встреченного
через десятки лет. От его юного облика уже ничего не осталось, за что можно было бы
"зацепиться" на сознательном уровне. Но качественная специфичность, "полученная" нашим
подсознанием от его юного облика в целом, позволила нам без труда узнать своего бывшего
одноклассника.
   Распознавание тысячи и более реальных объектов среди неограниченного множества
схожих объектов - архисложная задача. Успешное решение такой задачи нам необходимо
лишь при распознавании таких представителей живой природы, как людей. Любой из нас,
независимо от индивидуального опыта, распознаёт тысячу и более человеческих лиц.
Это может означать, что в нашем подсознании существуют настраиваемые структуры,
управляющие восприятием человеческих лиц.
   С нашим широким общением с разными людьми в подсознание
поступает огромный поток информации, позволяющий определённым управляющим структурам
подсознания настроиться (обучиться) на воспроизведение качественной специфичности
любого
человека при его появлении перед нами.
   Работник обезьяньего питомника без труда распознаёт своих
питомцев-шимпанзе. Но другие шимпанзе для него неразличимы. Его подсознание не настроено
на воспроизведение качественной специфичности образа любого шимпанзе. И вряд ли такое
возможно. Одно дело распознавать пару десятков приматов и совсем другое - тысячу приматов.
И никакой необходимости в таком распознавании у нас нет.

   Понятие "восприятие объекта" несколько шире понятия "распознавание
объекта". На подсознательном уровне мы можем воспринять и незнакомого человека. После
чего в нашей памяти "отложится" образ нового человека и его качественная специфичность.
   Для надежного запоминания образа объекта в "долговременной"
памяти подсознания необходимо, чтобы объект "примелькался" нам, показав тем самым
свою актуальность.

   Здесь можно сказать несколько слов о некоторых объектах, которые мы
когда-то распознавали по сумме признаков, - о буквах нашего алфавита.
   В далёком детстве мы сосредоточенно искали в видимой букве (используя
её целостное подсознательное восприятие) знакомые признаки. Но через некоторое время
мы не только утратили необходимость искать такие признаки, но и перестали замечать их.
Это могло означать, что процесс восприятия букв нашего алфавита всецело перешёл в сферу
деятельности подсознания. В процессе осознанного распознавания букв нашего алфавита
мы "заставляли" подсознание "видеть" на переднем плане каждую букву десятки и более раз.
И этого было достаточно, чтобы подсознание настроилось на восприятие букв родного алфавита.
Без подсознательного восприятия этих букв мы бы не могли прочесть эти строки.
   Для выполнения любой новой работы на подсознательном уровне необходим
опыт - настройка подсознания на качественное выполнение этой работы. Переход количества в
качество характерен для работ, выполняемых на подсознательном уровне. Для качественного
выполнения новой работы на сознательном уровне опыт не обязателен - достаточно хорошей
инструкции.

   Мы более года повторяли одни и те же упражнения с букварём, прежде чем
наше подсознание настроилось на восприятие (прочтение) родных слов на кириллице.
   Если допустить, что подсознание может одновременно воспринимать не более
четырех-пяти буквенных знаков, то для прочтения многосложных слов мы должны научиться
своевременно переводить внимание сознания с одного слога на следующий, за которым последует
внимание подсознания. Не потому ли, научившись читать родные слова на кириллице, мы можем
читать их и на латинице, предварительно выучив произношение латинских букв.
   Понятно, что невозможно прочитать слово, распознавая каждую букву на
сознательном уровне, т. е. по сумме признаков. Чувствительное подсознание распознаёт
буквенные знаки, воспринимая их в целом. На подсознательном уровне как раз невозможно
распознавать объекты по сумме признаков, т. к. такое распознавание предполагает
целенаправленный последовательный перевод внимания подсознания с одного признака
объекта на другие.
   На подсознательном уровне невозможно выполнять ту обработку информации,
которую мы выполняем на сознательном уровне. Любая осознаваемая обработка информации -
целенаправленная последовательная обработка информации и её выполнение системой
предполагает наличие в ней воли.
   Какая-то практическая задача может иметь решение, как на подсознательном, так
и на сознательном уровне. Но способы её решения на разных уровнях будут принципиально различны,
ибо на сознательном уровне невозможно чувственное восприятие информации, а на
подсознательном - невозможно выполнение осознаваемой обработки информации.
   Но на подсознательном уровне мы можем предвосхищать многие результаты
осознаваемой обработки информации, которую нам часто приходиться выполнять.

Предвосхищение подсознанием результатов осознаваемой обработки информации

   На подсознательном уровне невозможно выполнить операцию пересчёта
каких-либо предметов, ибо такой пересчёт предполагает целенаправленный последовательный
перевод внимания подсознания с одного предмета на другие. Но чувствительное подсознание
может предвосхищать результаты такого пересчёта - оценивать количество интересующих
нас предметов.
   Причём мы можем оценивать количество и тех предметов, которые видим
впервые. Поразительна способность чувствительного подсознания к импровизации.

   На подсознательном уровне невозможно перебирать множество вариантов
решения задачи с целью выбора лучшего варианта. Такой перебор предполагает целенаправленный
перевод внимания подсознания с одного варианта решения на другие. Но выбор лучшего решения
задачи может быть результатом подсознательного восприятия её исходной информации.
   Если через приведённое ранее болото вели бы несколько путей, то на
подсознательном уровне выбор самого короткого пути может осуществляться без сравнительного
анализа путей через болото. Он может быть результатом их подсознательного восприятия.

   На подсознательном уровне невозможно вычислить вероятность наступления
какого-то события, но нередко можно оценить такую вероятность. Причём подсознательная
оценка вероятностей наступления некоторых событий, например, в какой-либо карточной игре
может быть столь высокого качества, что предложение известного французского математика
17-го века Пьера Ферма применять "теорию вероятностей" в карточных играх не дало
ожидаемого эффекта.
   Подсознательная оценка вероятности наступления какого-либо события
не выражается дробным числом (мы её чувствуем как "большая вероятность", "очень большая",
"чуть меньше половины",…), тем не менее, она подсказывает опытному карточному
игроку не хуже расчётной вероятности, как "правильно" поступить ему в конкретной
игровой ситуации.
   И примеры подсознательного предвосхищения результатов осознаваемой
обработки информации можно было бы продолжить.
   Из выше приведённого нетрудно заметить, что для нас является
результатом сложных вычислений (с перебором вариантов), то для чувствительного подсознания
может быть всего лишь результатом его восприятия информации.

   Благодаря своим феноменальным способностям чувствительное подсознание
может предвосхищать не только результаты осознаваемой обработки информации, но и идеи,
ведущие к решениям различных задач.
   Любая осознаваемая обработка информации предполагает, что мы знаем
(имеем план (образ) действий), как использовать имеющуюся у нас информацию для
достижения конкретной цели.
   Столкнувшись с очередной задачей в нашей практической деятельности,
мы часто не знаем, как можно использовать известную нам информацию для достижения
цели задачи. Для этого нам чего-то недостаёт в известной информации.

   И, как нередко бывает, анализ исходной информации задачи не даёт
нам дополнительную информацию, открывающую путь к решению задачи.
   Но что не может дать осознаваемая обработка информации, может дать
чувственное подсознательное восприятие информации.

   Результаты реализации феноменальных способностей подсознания часто
являются для нас подсказкой к решению задачи - выручающей идеей, приходящей к нам из
подсознания в проблемной ситуации.

(Если наша задача включает несколько подзадач, то для её успешного решения
чувствительное подсознание должно нам "выдать" несколько идей (подсказок)).
   По большому счёту подсознание не предоставляет нам идею, а предвосхищает её.

Предвосхищение подсознанием идей, ведущих к решению задач

   Пусть нам предложили продолжить следующую последовательность чисел:

    1, 1/4, 1/9, 1/16,…

   Знаменатели 2-го, 3-го и 4-го чисел данной последовательности
воспринимаются нами как квадраты чисел 2, 3 и 4. Таков результат чувственного
подсознательного восприятия этих чисел - результат реализации феноменальной способности
подсознания находить "общее в различном". Он же есть и предвосхищение идеи: "знаменатель
любого числа приведённой последовательности есть порядковый номер этого числа,
возведённый в квадрат".
   Располагая идеей, мы уже знаем наши дальнейшие действия для достижения цели.
   Анализ чисел данной последовательности не может привести нас
к результату их чувственного подсознательного восприятия. Для успешного решения даже
этой простой задачи мы не можем обойтись без результатов подсознательного восприятия
информации.    Результаты подсознательного чувственного восприятия информации
могут быть столь неожиданны и интересны, что мы воспринимаем их как внезапную
догадку - результат озарения.
   Когда-то перед будущим изобретателем радио Александром Поповым
встала задача: найти техническое устройство, способное встряхивать железные опилки
в стеклянной трубке (когерере) в момент прохождения через них электромагнитной волны.
В этот момент опилки слипались и когерер выходил из строя. Восстанавливали когерер
лёгким пощёлкиванием по нему.

   Со своей задачей блестяще справился Александр Степанович. В какой-то
момент он "увидел" воображаемую электрическую цепь, в которой обыкновенный
электрический звонок своим молоточком в разных положениях ударял и по когереру, и по
чашечке звонка, оповещая тем самым о прохождении через когерер электрического тока,
вызванного электромагнитной волной.
   Процесс восстановления когерера плохо (слабо) ассоциируется у нас
с работой молоточка электрического звонка. Результат успешной реализации слабой
ассоциации всегда неожиданный для нас и воспринимается как внезапная догадка.
   Анализ процесса восстановления когерера не может вывести нас
на электрический звонок.

   Выход чувствительного подсознания на электрический звонок (подсказку
к решению задачи), может быть результатом его феноменальных способностей к определению
"общего в различном", к ассоциативной выборке информации, к импровизации - возможности
увидеть воображаемую электрическую цепь с включённым в неё электрическим звонком.
   За внезапную догадку мы можем принять результат реализации любой
феноменальной способности подсознания, если он приводит к неожиданному интересному
решению задачи.

   Если перед нами новая задача (для её решения требуется новая идея),
то наше подсознание не может знать, как будет использоваться подсказанная им идея
на сознательном уровне. И всё же подсознание является незаменимым подсказчиком
в поиске решений различных задач. При разрешении нами проблемы подсознание может дать
нам последовательно несколько "предложений". На сознательном уровне мы можем проанализировать
каждое предложение с целью выбора "истинного" (лучшего) из них. При решении практически
любой задачи мы нуждаемся в результатах подсознательного чувственного восприятия
информации - результатах реализации феноменальных способностей системы с широким кругозором.
   Компьютер-шахматист, не обладающий подсознательным восприятием информации,
может успешно решать шахматные задачи только потому, что таким восприятием обладают
(обладали) разработчики шахматных программ, авторы бесчисленных шахматных теорий.

Интеллектуальные возможности подсознания и сознания и их роль в нашем познании

   Система сознания, как познающая система, не является самодостаточной.
Во-первых, основную информацию об окружающих нас реалиях мы получаем от подсознания.
Во-вторых, для успешного решения новой задачи нам необходимы результаты чувственного
подсознательного восприятия информации. Более того, нередко составление плана проведения
некоторого анализа есть та задача, для успешного решения которой требуется подсказка
из чувствительного подсознания.    Получается, что интеллектуальные возможности совместной системы
"подсознание-сознание" определяются интеллектуальными возможностями подсистемы подсознания.
И её возможности не беспредельны.
   Достаточно заметить, что точность, с которой "работает" подсознание,
соизмеримо с точностью, что называется "на глазок". Сюда же добавим, что число значимых
разных частей любого объекта, которые может охватить внимание подсознания, определяется
единицами.

   Несмотря на то, что познающая система сознания не является
самодостаточной, её роль в познании нашего мира никак нельзя назвать второстепенной.
   Без осознаваемой обработки результатов подсознательного восприятия
реалий нашего мира, мы бы не могли иметь современное представление о нём.
   Без системы сознания невозможно накапливать коллективные знания о нас
и окружающей действительности, ибо обмен знаниями (благодаря второй сигнальной системе)
возможен только на сознательном уровне. Система сознания открыта для такого обмена.

   Значительна роль сознания в познании нашего мира и как системы
контроля результатов подсознательного восприятия окружающей нас действительности.
Прежде всего, необходим контроль-анализ таких результатов на их непротиворечивость
общеизвестным фактам.
   Но, пожалуй, наибольшего признания в познании нашего мира заслуживает
наше сознание, как система, в которой могут возникать вопросы, порождаемые нашим
стремлением познать себя и окружающий нас мир.
   Благодаря нашему стремлению к познанию себя и нашего окружения
в нашем сознании ставятся всё новые и новые вопросы. Ответ на любой вопрос не заставит
долго ждать. Будет ли он "истинным" - это уже другой вопрос. Полезен любой ответ,
признанный хотя бы меньшинством "посвящённых".
   Упомянутое стремление мы относим к духовности человека - высшей
природной системы на земле. Без духовности человек не смог бы достичь высшей ступени
познавательной деятельности.

   Волю и духовность невозможно "воспитать" в других природных системах.
   Железный компьютер не может обладать ни чувством природной системы,
ни волей, ни духовностью. Их невозможно смоделировать в компьютерных программах.
Поэтому, несмотря на то, что (по утверждению широко известного физика Стивена Хокинга)
производительность компьютеров удваивается в среднем каждые 18 месяцев, у них не может
возникнуть интеллект. Их удел и сегодня, и в будущем выполнять нашу волю, выраженную
в компьютерных программах.
   Сила нашего интеллекта, позволяющего нам проникать во многие тайны
природы, не столько в силе интеллекта системы подсознания или сознания, сколько во
взаимодействии этих систем, таких разных по своим интеллектуальным возможностям.
   Взаимодействие интеллектуальных систем, обладающих такими интеллектуальными
ресурсами как: "чувство", "воля", "духовность", "открытость" позволяют нам не только
решать широкий круг различных задач, но и постоянно расширять его.
   Практически
неограниченные интеллектуальные возможности системы
"подсознание-сознание" были бы не востребованы нами, если бы мы не имели возможность
материализовать наши решения в полезных для нас продуктах с помощью прежде всего
наших замечательных рук.
   Поскольку невозможно предусмотреть, какую конкретную работу предстоит
выполнять нашим рукам, в подсознании должны быть заложены соответствующие настраиваемые
управляющие структуры. В настоящее время, пожалуй, наиболее сложную работу мы выполняем
нашими руками (и не только ими) на спортивных площадках.
   Тренируясь на теннисном корте, мы не столько укрепляем мышцы наших
рук и ног, сколько обеспечиваем подсознание информацией для настройки его структур,
ориентированных на управление этими мышцами в различных игровых ситуациях.
   Если мы пожелаем научиться играть ещё в настольный теннис, то нас
ожидают новые тренировки, позволяющие подсознанию настроить те же управляющие структуры
для работы уже в других игровых ситуациях.
   Заметим, что для выполнения такой работы, как координация процессов,
происходящих в нашем организме, обеспечивающих его нормальное функционирование,
подсознанию не требуется настройка. С первых дней жизни и даже ранее наша память
содержала структуры, управляющие процессами оперативного распознавания состояния
нашего организма и выработкой действий адекватных результатам распознавания.

   Практически во всех работах, выполняемых на подсознательном уровне,
основная работа приходится на распознавание. Для распознавания игровой ситуации на
теннисном корте могут использоваться те же управляющие структуры подсознания, что и для
распознавания реальных объектов.
   Использовать опыт в решении реальной задачи (успешно действовать
в конкретной реальной ситуации) - значит, распознать в этой конкретной ситуации ситуацию,
в которой мы уже действовали успешно. Поскольку реальные ситуации, в которых мы
оказываемся, практически никогда не совпадают с точностью до отдельных деталей, то
распознавание ситуации и выбор наших действий в ней не могут обходиться без импровизации.
Т. е. без того, к чему способна только чувствительная система подсознания.

Вместо заключения

   Не удивительно, что упомянутые феноменальные способности подсознания
необходимы для системы, распознающей окружающие нас реалии. Через их распознавание
подсознание познаёт нашу действительность. Чувствительное подсознание - прежде всего
феноменальная распознающая система.
   Структуры подсознания, обеспечивающие надёжное распознавание различных
объектов, составляют элементную базу распознавания, а значит, и нашего мышления,
т. к. в основе мышления лежит распознавание. О последнем однозначно высказывались
видные мыслители разных поколений, среди которых и английский философ Джон Локк,
и французский математик и философ Анри Пуанкаре.
   Упомянутые структуры подсознания не подлежат нашему осознанию, ибо
нельзя раскрыть элементную базу мышления, пользуясь при этом той же элементной базой.
   С незапамятных времён пытливые умы интересует такой феномен
подсознания как целостное восприятие окружающих нас реалий.
   Активные более чем полувековые поиски определёнными специалистами
всего мира модели целостного восприятия окружающей нас действительности так и не
вышли из стадии концептуальных поисков [2].

   Осознаваемая обработка информации представляет собой двумерный процесс.
Такой процесс всегда можно смоделировать в двумерном пространстве, например, в виде
блок-схемы. Реализация блок-схемы осуществляется через последовательное выполнение
её блоков.
   Как уже приводилось ранее, только осознаваемая обработка информации
может быть смоделирована в компьютерной программе. Даже если компьютерная программа
ориентирована на реализацию некоторого плана параллельно на нескольких компьютерах,
алгоритм её может быть выражен на языке блок-схем. Принципиально такая программа
представляет план реализации того же процесса последовательной обработки информации.

   Подсознательное чувственное восприятие информации (чувственных
образов объектов) представляет собой более чем двумерный процесс. Такой процесс
невозможно смоделировать в двумерном пространстве, выразить на языке последовательной
обработки информации.
   Наука (система знаний о нас и нашем окружении) есть результат
творческой деятельности человечества. Развитие науки не имеет предела, поскольку не
имеет предела творческая человеческая деятельность. Наши знания есть результаты
подсознательного восприятия и осознаваемой обработки информации. Т. к. интеллектуальные
возможности их ограничены, то и возможности науки также ограничены. В природе существуют
субстанции, могут осуществляться процессы, которые недоступны нашему осознанию. Одна из
таких субстанций приводилась выше. Это элементная база нашего мышления.

   Возможности человеческого Разума также ограничены, поскольку он не
может вобрать в себя ничего более того, что могут дать результаты подсознательного
восприятия и осознаваемой обработки информации. Это замечание не может умалять
достоинство человеческого Разума. Именно благодаря нашему Разуму мы не только сумели
выжить на нашей планете среди более сильных хищных живых существ, но и занять
господствующее положение среди всего живого на земле.
   Тот факт, что из всего огромного множества представителей нашего
живого мира Разумом (а значит, и волей) обладает только один его вид, можно отнести
к одному из проявлений мудрости Природы. Трудно представить более ужасную картину,
чем межвидовую борьбу разумных существ.
   Достаточно только представить, что различные земные твари обладают
волей, чтобы придти к мысли о рациональности нашего мира.

   Система сознания не может быть результатом развития системы
подсознания. Развитие чувствительной системы подсознания предполагает в первую очередь
развитие её чувственного восприятия, но никак не полную его утрату.
   Если допустить, что наше сознание есть результат развития
системы подсознания, то это будет одна познающая система, обладающая и чувством,
и волей. Эта система будет уже иметь собственные интересы, иначе зачем ей воля. И на
неотложные запросы нашей плоти она отреагирует в лучшем случае после удовлетворения своих
собственных интересов. Но это несовместимо с нашим существованием.

   Можно подойти и с другой стороны к тому, что для нас недопустимо,
чтобы такими качествами как "чувство" и "воля" обладала одна система в нашей памяти.
Воля, как целенаправленная энергия, будет суживать чувственное восприятие окружающей
нас действительности. Что также несовместимо с нашим существованием.
   Для нашего существования необходимо, чтобы чувство "работало"
всегда, а воля "подключалась" в определённых случаях. Поэтому в нашей памяти
две взаимосвязанные системы, и чувствительная система "не выключается" никогда.
   Как правило, живая природная система включает в себя хотя бы две подсистемы,
одна из которых использует результаты работы другой подсистемы. В нашей системе
сознания это будут подсистемы "осознаваемое восприятие информации" и "осознаваемая
обработка информации". Не будь в этой системе второй подсистемы, бесполезна будет
первая и наоборот. Получается заколдованный круг. Ни одна из этих подсистем не может
"зародиться" в живой системе случайным образом. Чтобы в будущей системе сознания
"появились" две упомянутые подсистемы необходимо допустить, что Природа имеет цель
- "творит" целенаправленно.
   "Твари земные, - писал академик В. И. Вернадский, - являются
созданием сложного космического процесса, необходимой и закономерной частью стройного
космического механизма, в котором нет случайностей" [1].

   Без системы сознания мы не могли бы моделировать своё поведение
в окружающей среде. Выбор поведения на основе жизненного опыта предполагает анализ
результатов такого опыта. Система сознания даёт нам возможность иметь свободу выбора
поведения в окружающем нас мире. Выбор поведения в этом мире и его реализация
предполагают наличие у нас воли. "Правильный" выбор поведения в окружающем мире
предполагает стремление к познанию этого мира, к познанию наших запросов.
   Заманчиво допустить, что для получения возможности иметь современное
представление о нашем мире необходимо и достаточно в нашей памяти иметь
интеллектуальные ресурсы, обеспечивающие надёжное распознавание окружающих нас
реалий и моделирование нашего поведения в окружающей среде. Эти интеллектуальные
ресурсы позволяют не только находить "общее в различном и различное в общем", но и проводить
контроль-анализ результатов таких поисков на непротиворечивость известным фактам.
   А как "выбирают" своё поведение в своей среде обитания живые
организмы нашей планеты, не обладающие системой сознания, а значит, и волей для
выполнения целенаправленных последовательных действий?
   Можно привести множество доводов в пользу того, что их поведение
запрограммировано, как запрограммировано их физическое развитие.

   Здесь можно привести высказывание видного учёного генетика, лауреата
Нобелевской премии Джеймса Уотсона, которое он сделал в беседе с журналистом по заданию
редакции журнала "В мире науки" в 2003 году: "Взрослая птица не может объяснить своему
повзрослевшему птенцу, куда ему лететь на зимовку. Это должно быть заложено в его генах".
   К этому можно добавить: "Повзрослевший птенец кукушки, получивший
"воспитание" в семье заботливых приёмных пернатых родителей (пусть камышовок), полетит
зимовать туда, где зимовали его кровные родители". Кстати, о птичьих гнёздах.
Пернатые родители не участвуют в построении гнёзд своих выросших птенцов. Однако гнёзда
одного вида птиц часто выглядят так, будто они выполнены по одному чертежу, а действия
пернатых при строительстве своих гнёзд нередко осуществляются в строго определённой
последовательности, словно они действуют по единой инструкции.
   Пишущий эти строки недавно с интересом наблюдал по телевидению (по ВВС),
как несколько десятков африканских ткачиков строили из сухой травы свои шарообразные
гнёзда в раскидистой кроне большого дерева. Все ткачики строили свои гнёзда по единой
"технологии". Ткачики, все как один, начинали строить свои гнезда с плетения кольца,
от которого в обе стороны плели два полушария. При этом их действия клювом и лапками
выглядели столь уверенными, словно они только и делали, что строили свои шарообразные
гнёзда. А ведь некоторые из них, наверняка, строили гнезда впервые. Тем не менее,
они удались им с первой попытки.
Интересно, сможет ли человек, обладающий интеллектом и десятью натренированными
для разных работ пальцами на руках, построить гнездо пусть того же ткачика, хотя бы
с трёх попыток?

    Список литературы:
1. Вернадский В.И. Биосфера. Л., 1926 с. 10.
2. Иваницкий А.М. Сознание и мозг. В мире науки. 2005 № 11 с. 85-93.
3. Сергин В.Я. Перцептивное связывание сенсорных событий: гипотеза объемлющих
характеристик. Журн. высш. нерв. деят. 2002 Т.52. №6 с. 645-655.

НА НАЧАЛО
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ