____________________________ О НАШЕМ ПОЗНАНИИ И НЕ ТОЛЬКО О НЁМ


_________________________________ ПРЕДЫСТОРИЯ       ОБ АВТОРЕ       К ПОЗНАНИЮ      О ПОЗНАНИИ      РАЗНОЕ     


на подсознательном уровне всё позаётся в сравнении
и только в сравнении

Наш интеллект представляют две взаимодействующие системы - подсознание
и сознание с разными интеллектуальными ресурсами, а значит, и с разными
интеллектуальными возможностями.
Мы можем подсознательно воспринимать одновременно тысячи и более
звёзд на ночном небосклоне. Таков широкий кругозор чувствительной
системы подсознания - системы, способной ощущать, испытывать, воспринимать
внешние воздействия.
Одним из результатов чувственного восприятия, например, участка ночного
небосклона, является его зрительный образ. Система сознания не является чувствительной системой: она не испытывает
внешних воздействий от окружающих нас реалий. Информацию о них эта система
получает от подсознания в первую очередь через их зрительные образы.
     Число звёзд на некотором участке ночного небосклона может быть сколь
угодно большим. Но нам может быть достаточно кратковременного взгляда на
него, чтобы определить наибольшую звезду на нём.
Понятно, что на сознательном уровне определить наибольшую звезду на
этом участке небосклона не представляется возможным. Следовательно, система
подсознания обладает таким интеллектуальным ресурсом, каким не обладает
система сознания. Назовём этот интеллектуальный ресурс чувствительной
системы подсознания чувством.
На подсознательном уровне мы можем обнаружить наибольшую звезду и самую
яркую среди тысяч звёзд на ночном небосклоне за то же время, как и среди
единиц звёзд. Следовательно, на подсознательном уровне время определения
наибольшей (самой яркой) звезды на участке небосклона не зависит от числа
звёзд на нём.
И нам ничего не остаётся, как допустить, что на подсознательном уровне,
благодаря широкому кругозору подсознания, могут сравниваться
одновременно все образы объектов (в данном случае звёзд), находящихся
в поле нашего зрения, по одному и более признакам.
    Осознанно в отдельный момент времени любой из нас может мысленно
сопоставить (сравнить) только две звезды, например, на фотоснимке
некоторого участка небосклона пусть с целью определения наибольшей звезды.
     Время определения наибольшей звезды на сознательном уровне не может не
зависеть от числа звёзд на участке
. При этом мы должны будем выполнить определённую последовательнсть
целенаправленных действий. Для выполнения этой последовательности действий
потребуется наша воля. Поэтому волю можно
отнести к интеллектуальным ресурсам системы сознания.
Известно, что на сознательном уровне мы можем выполнять только
последовательную обработку информации.
Воля противопоказана системе подсознания, ибо она, как
целенаправленная энергия, будет сужать чувственное восприятие
окружающей нас действительности, что несовместимо с нашим существованием.
Не обладая волей, чувствительная система подсознания не
может выполнять последовательную обработку информации.
Только на сознательном уровне можно пересчитать, например, фишки на
игровом столе. Такой пересчёт включает в себя последовательный перенос
нашего внимания с одной фишки на другую. И уже для последовательного
переноса нашего внимания необходима воля.
    Но на подсознательном уровне можно оценить количество игровых фишек.
И чем чаще нам приходилось заниматься таким пересчётом, тем качественнее
мы можем оценивать количество фишек на игровом столе.
Для выполнения любой новой работы на подсознательном уровне необходим
опыт - настройка определённых структур подсознания на качественное
выполнение этой работы. Переход количества в качество характерен в
первую очередь для работ, выполняемых на подсознательном уровне. Для
качественного выполнения новой работы на сознательном уровне опыт не
обязателен - достаточно хорошей инструкции.

    На подсознательном уровне невозможно использовать разработанные
человечеством средства получения новых знаний, например,
методы математических исследований в различных областях науки и техники.
Реализация любого из них есть выполнение нами целенаправленных
последовательных действий.
На подсознательном уровне всё познаётся в сравнении и только в
сравнении, ибо на этом уровне невозможно пользоваться другими способами
(средствами) познания.
     При определении нами площадей замкнутых пространств, ограниченных
прямыми, кривыми и ломаными линиями на плоскости, мы пользуемся разными
способами (методами), включая методы приближённых вычислений
(в частности площадей). И чем чаще мы определяли площади этих замкнутых
пространств, тем точнее будет подсознательная оценка площади нового
замкнутого пространства на плоскости.
Т. е. чем больше множество образов разных замкнутых пространств
(с известными площадями) участвовало в подсознательном сравнении, тем
выше качество результата подсознательного восприятия, например, такого
признака (параметра) замкнутого пространства как его площадь.
     На подсознательном уровне невозможно вычислить вероятность наступления
какого-то события. Но нередко можно качественно оценить такую вероятность.
Подсознательная оценка вероятности наступления какого-либо события не
выражается дробным числом (мы её воспринимаем как "большая вероятность",
"очень большая", "чуть меньше чем "фифти-фифти"" и т. п.), тем не менее,
она подсказывает, например, опытному карточному игроку не хуже расчётной
вероятности, как лучше поступить ему в конкретной игровой ситуации.
И такой подсказке мы обязаны подсознательному восприятию игровых
ситуаций, благодаря которому система подсознания с её широким
кругозором может сравнивать их образы одновременно по нескольким
признакам.
     Только на подсознательном уровне мы можем качественно оценить в реальном
масштабе времени начальную скорость и направление полёта теннисного мяча,
посланного ракеткой соперника. Такие оценки позволяют нам оказаться в
нужном месте (на теннисном корте) в нужный момент времени. Они же есть
результаты подсознательного восприятия образов действий ракеткой соперника
и полётом мяча - результаты многократных сравнений этих образов в памяти
чувствительного подсознания.
     И здесь мы можем сказать, что начальная скорость и направление полёта
теннисного мяча на подсознательном уроне познаётся в сравнении
соответствующих образов.
     Потребуются в лучшем случае месяцы наших тренировок на теннисном корте,
прежде чем система подсознания настроится качественно оценивать
упомянутые параметры полёта мяча, посланного ракеткой соперника.
     Возможности системы подсознания с её широким кругозором познавать
в сравнении настолько велики, что задачи, продиктованные нашими основными
инстинктами (стремление к выживанию и продолжению рода), успешно и
всецело решаются нами на подсознательном уровне.
Задача "распознавания окружающих нас реалий", решаемая в режиме реального
времени, является важнейшей из этих задач. Основная часть
распознавания реалий есть определение их отличительных признаков
в результате подсознательного сравнения образов реалий.
И с этой задачей распознавания (архисложной для её компьютерного решения)
каждый из нас на подсознательном уровне справляется с такой лёгкостью,
что мы не принимаем её за задачу (!).
     Лишь человек (единственный из всего живого на земле) наделён высшими
интересами - стремлением к познанию себя и своего окружения.
Успешное решение задач, продиктованных нашими высшими интересами, как
правило, невозможно без участия аналитической системы сознания.
Например, на подсознательном уровне невозможно проведение аналитического
исследования объекта с какой-либо целью. Такое проведение предполагает
выполнение нами ряда последовательных целенаправленных действий.
     Даже появление новой неприметной звезды на участке ночного
(всего с парой десятков звёзд) невозможно обнаружить на подсознательном
уровне.
Лишь осознаваемый сравнительный анализ, например, двух фотоснимков участка
небосклона, сделанных в разное время, позволит нам определить появление
новой неприметной звезды на участке небосклона. Невозможно познать в сравнении и число звёзд на участке ночного небосклона.
Через сравнение (универсальное средство познания системы подсознания)
невозможно придти к понятию числа, а значит, и к измерению чего-либо.
А как мы знаем: наука начинается с измерения.

НА НАЧАЛО
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ